укр | english
 
 

“Укрзалізниця” определилась с правилами

 

Госмонополист сформировал цену и порядок расчетов за пользование государственными вагонами при транзитных перевозках.

Утвержденные профильным министерством инициативы железнодорожного монополиста определяют условия и порядок пользования собственными вагонами для перевозок транзитных грузов.

В частности, после нескольких месяцев экспериментов “Укрзалізниця” определилась с тем, как будет функционировать структура, которая предоставляет в пользование грузовые вагоны, пребывающие в госсобственности. Особых новшеств в схеме нет — на бумаге лишь закреплены действующие в последнее время правила внутренних и экспортно-импортных перевозок.

Так, основным исполнителем услуги по предоставлению вагонов определен ГП “Украинский транспортно-логистический центр” (УТЛЦ). При этом основной исполнитель может делегировать свои функции третьим лицам. Вагонные операторы “Укрзалізниці” — ГП “Дарницкий вагоноремонтный завод” и ГП “Укрспецвагон” — будут выступать в статусе соисполнителей. К их функциям отнесено предоставление вагонов в технически исправном состоянии, а также выполнение полного комплекса ремонтных работ.

Получателем платы от заказчиков услуги определено ГП УТЛЦ; соисполнители получают плату от основного исполнителя. Цена услуг по предоставлению полувагонов является договорной, утверждаемой протоколом согласования между клиентом и УТЛЦ.

Несмотря на то, что роли транспортных предприятий расписаны, ясности в том, кто и как будет распоряжаться полученными от грузоотправителей деньгами, нет.

“В документах более четко определяется плата исполнителю услуги — ГП УТЛЦ. Однако логистический центр волен привлекать посредников и делиться с ними денежными поступлениями. Для этого и были созданы шесть обществ с ограниченной ответственностью — по одной для каждой железной дороги. После чего на внутренних перевозках плата посредникам выросла с 0,3% до 3%. По транзитным плата ГП УТЛЦ будет несколько меньшей, так как тарифы выше”,— рассказывает аналитик ИГ “Арт Капитал” Алексей Андрейченко.

Пакет новых документов также содержит информацию о нормах расчетов за услуги, связанные с грузовыми перевозками железной дорогой. Так, цена для крытого вагона является фиксированной, включающей плату за пользование вагоном ($24 в сутки, без НДС) и плату за услуги ГП УТЛЦ ($1 в сутки, без НДС). Примечательно, что в этой модели отсутствует привязка тарифа к типу груза.

“Цены “Укрзалізниці” остаются самыми низкими на рынке железнодорожных перевозок, по некоторым видам грузов и вовсе демпинговыми. В связи с этим и предлагаются модели тарифов без привязки к типу груза. Они будут зависеть только от типа вагона. Однако вряд ли новые нормы поспособствуют установлению более прозрачной ценовой политики. Ведь вводятся новые сборы, которых раньше не было,— например, суточный сбор за использование вагона. При этом в тарифе уже есть вагонная составляющая, которая определяется в зависимости от типа вагона и расстояния”,— отмечает Алексей Андрейченко.

В целом эксперт полагает, что грузоотправителям следует готовиться к тому, что их затраты в очередной раз возрастут.

 

Виктория ПОДОЛЯНЕЦ (Экономические известия, № 42, 15 марта 2012)

 

 

 
Про Асоціацію:Діяльність:Члени ЄСТУ:Правова сторінка:Новини:Контакти

Європейська спілка транспортників України© 2011-2012